xaliavschik (xaliavschik) wrote,
xaliavschik
xaliavschik

Category:

Ещё о митраизме

из обсуждения у Моптюка

С митраизмом ситуация крайне странная. Долгое время - главная имперская религия, огромное количество последователей, императоры-митраисты, множество святилищ-митреумов, а до нас дошло НОЛЬ информации. Как так может быть? Ничего доподлинно неизвестно. И вот в конце 19-го века Кюмон выдумал, что античный митраизм произошел из иранских культов. Так и гадали на кофейной гуще, пока наконец в 1971 году честно не признались, что римский митраизм ничего общего с иранским Митрой не имеет, и это имя вероятнее всего позаимствовано для авторитета и придания духа древности. Теперь у них другая фишка - убиение быка и всю сцену они интерпретируют в астрологическом ключе, дескать это как-то связано с прецессией равноденствий. Такое же гадание на кофейной гуще. При этом на изображениях Митру почему-то именуют Меркурием, то есть Гермесом: "Богу Непобедимому Митре Меркурию".

Или вот ещё пример, я даже не поленился перевести с английского. Типа авторитет, исследователь митраизма Дэвид Юлэнси, пишет:
Во-вторых, направление исследований, которое я здесь обозначил, позволяет дать простое и убедительное истолкование иконографического мотива, известного как "рождение Митраса из камня". Как известно, Порфирий, цитируя Эвбула, объясняет в Пещере Нимф, что митраистская пещера, в которой Митрас убивает быка и которую символизирует митраистское святилище, является символом космоса, как бы видимого изнутри. Но пещеры - это полости внутри каменной земли, и это наводит на мысль, что камень, из которого рождается Митрас, означает космос, видимый снаружи. В пользу данной версии говорит тот факт, что камень, из которого рождается Митрас, часто изображают обвитым змеем. Эта деталь несомненно ведёт нас к известному обвитому змеем орфическому яйцу, из которого был порождён космос, когда бог Фанес вышел из него в начале времён. Итак, можно сделать вывод, что камень в сцене "рождения Митраса из камня" символизирует космос, видимый извне, а пещера (пустота в камне) символизирует космос, видимый изнутри.
Таким образом я хочу доказать, что "рождение Митраса из камня" символизирует его "надкосмическую" природу. Способный сдвигать всю вселенную, Митрас более велик, чем космос, и он не может быть заключён внутри космической сферы. Митрас взламывает камень - символ космоса (почти как пленник выходящий из пещеры-космоса Платона, Rep. VII), проламывает границу вселенной, представленную поверхностью камня, и устанавливает своё присутствие в "надкосмическом" месте, в пространстве за пределами камня.
------
Абсолютный бред, высосанный из пальца! И это учёные? Почему он вообще решил, что эта сцена означает "рождение Митраса из камня"?


crossposted to ru_navoslavie
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment